Когда родители отдают ребёнка заниматься в школу балета для детей или другую танцевальную студию, им хочется видеть результаты таких занятий. Поскольку танец напрямую связывают со сценой, многие считают, что в детском возрасте она важнее всего. Тем не менее у разных школ балета для детей подходы отличаются.
Есть студии, которые изначально ориентированы на концерты, конкурсы, фестивали. В них основное время уроков уделяют репетициям и подготовке к выступлениям.
Безусловно, когда танец хорошо отрепетирован, на маленьких артистах надеты красочные костюмы, это вызывает яркие эмоции, а результат нравится всем участникам. Мы считаем, что такой формат не подходит для балета. С точки зрения профессионального развития в балетном искусстве важно привить ученику правильное отношение к работе над собой, улучшать растяжку, грамотно укреплять мышцы, развивать опорно-двигательный аппарат.
Зрелищность или техничность?
Когда вы выбираете школу балета для детей, читаете отзывы, посещаете пробные занятия, внимательно отнеситесь к структуре урока. Оцените, сколько времени выделяется на развитие физических данных, а сколько — на подготовку к концертам.
Не стоит ожидать качественного скачка, если на занятиях основное время уделяют будущим выступлениям. Если часто репетировать и участвовать в концертах, будет масса впечатлений и эмоций, но без существенного прогресса в развитии фундаментальных навыков, необходимых для профессионального роста. Кроме того, детям могут быстро надоесть выступления, или они захотят танцевать более сложные вариации, для которых физически ещё не готовы, а значит увеличивается риск травм и других негативных последствий.
Однако полностью отказываться от выступлений нельзя, нужно стараться сохранить баланс. В подобных концертах есть важные моменты, которые вносят свою лепту в развитие:
- при правильной подаче со стороны педагога, это отличная мотивация больше стараться на занятиях;
- хороший способ продемонстрировать результаты уроков;
- воспитывает чувство ответственности, в том числе перед коллективом и родителями;
- помогает обрести уверенность в себе.
Достоинства показательных выступлений
Как правило, юные артисты очень волнуются на первом концерте, могут забыть какой-то фрагмент или элемент, если найдут взглядом родителей или знакомых, могут помахать им рукой, перепутать, куда уходить после поклона. Зато на следующих выступлениях они уже выглядят профессиональнее, начинают вести себя как настоящие артисты, помогают, подсказывают друг другу.
Ещё один важный момент, связанный с вопросом концертов в школе балета для детей, касается внедрения тех или иных танцевальных элементов. Некоторые студии, в том числе из-за давления со стороны родителей, слишком рано начинают разучивать сложные танцы, включают вариации уже в 7−8 лет, даже ставят детей на пуанты, что часто наносит большой вред здоровью ребёнка.
Классические вариации, конечно, нравятся детям, но уже скоро им становится сложно объяснить, что для артиста балета в первую очередь важно развивать свои умения и данные, а только потом переходить к вариациям. Малышу становится неинтересно работать над профессиональными навыками, ему больше хочется красивых ярких костюмов, аплодисментов, грамот, кубоков и других элементов концертного антуража. Танцевать, изображая балерину, гораздо веселее, чем растягиваться, качать мышцы, развивать гибкость, думать о качестве выполнения каждого движения.
Поэтому в вопросе с концертами в школе балета для детей так сложно сохранить золотую середину — не исключать их из программы полностью и не допустить, чтобы они стали главной целью уроков.