Классическая хореография ассоциируется у многих исключительно со строгими, чётко прописанными движениями, когда недопустимо любое отклонение от идеального образца. Однако любой поиск чего-то нового в танце (образов, смыслов, приёмов, жестов и т. д.) практически немыслим без импровизации. Заученные хореографические движения при этом выступают в качестве строительного материала, из которых рождается готовый танец.
Поэтому импровизация и хореография — равноправные партнёры, играющие хоть и совершенно отличные, но ключевые роли.
Научить импровизировать детей на занятиях хореографией — одна из главных задач, стоящих перед преподавателями нашей школы балета. Существует целый список причин, зачем мы это делаем с такого раннего возраста. В первую очередь это помогает развивать фантазию, воображение и нестандартное мышление, учит выходить из плоскости и смотреть на привычные вещи иначе. Если ребёнок уже разучил технику исполнения хотя бы элементарных танцевальных па, на уроках импровизации он с большим азартом придумывает новые движения, танцует самостоятельно и играет, мысленно превращаясь в придуманного им или предложенного педагогом персонажа.
Развиваем фантазию и придаём уверенности
Импровизация на занятиях хореографией для детей — замечательный способ раскрепощения молодых артистов. В нашей школе балета Kasok такие уроки прибавляют ученикам уверенности в собственных силах и возможностях. Кроме того, подобные упражнения имеют психотерапевтический эффект, помогая избавиться от привычного напряжения серьёзных занятий.
Ещё один немаловажный навык, который развивает импровизация — проявление инициативы. Дети перестают бояться высказывать своё видение и начинают предлагать новые образы, варианты движений, сюжета и т. п.
Учим проявлять инициативу и чувствовать
Во время подобных занятий хореографией дети учатся слушать, наблюдать и анализировать. Движения под музыку помогают лучше чувствовать классическое произведение, ритм и темп его исполнения, всевозможные нюансы.
Также это хорошая тренировка внимательности, умения ориентироваться в меняющемся пространстве и способности реагировать на изменение обстановки.
В процессе импровизации дети попадают в ситуации, требующие быстрой реакции на передвижения других танцоров, на изменение окружения и, конечно, самой мелодии. Им приходится принимать подходящие решения, учиться быть внимательными друг к другу, чтобы избегать столкновений и не нарушать личного пространства остальных учеников. Всё это, конечно, полезно не только для будущих профессиональных балерин или артистов.